Казань

Как с пользой читать научные статьи

Возможно для кого-то этот вопрос покажется странным, но правильное чтение научных статей является важным навыком, которому редко обучают в университетах.#nbsp;

Попытка впервые прочитать научную статью, не важно на каком языке она написана, может привести к разочарованию. Как правило, всё сводится к чтению в формате книги или обычной газетной статьи: непрерывно от начала и до конца, вглядываясь во все рисунки и таблицы, пытаясь понять всё с первого прочтения. Но даже если это удается сделать, в конце может прийти разочарование — оказывается, статья была не так полезна для работы, а вы потратили на неё огромное количество времени. И эта картина может удручать, если вы должны сделать литературный обзор и прочитать много статей за ограниченное количество дней.#nbsp;

Поговорим о некоторых рекомендациях к чтению научной литературы.

#nbsp;

Прежде всего рекомендуем скачать интересующую вас публикацию. Если ваши поиски привели вас к статье, которая может быть вам полезна, не читайте её в окне браузера. Скачайте и откройте её в приложении, где вы можете делать пометки, либо же распечатайте её.#nbsp;

Читайте статьи в несколько этапов. Не бросайтесь сразу с головой в пучину материалов и методов, графиков и таблиц, пытаясь понять всё сразу, прочитав статью за один присест. Разделите ваше знакомство со статьей хотя бы на два этапа

Первый этап.#nbsp;

Вы можете пройти этот этап на моменте поиска статьи.

Быстрое чтение “по диагонали” с целью увидеть статью “с высоты птичьего полета”. Этот этап должен занимать до получаса, если вы свободно владеете языком, на котором написана статья.#nbsp;

1) Начните с названия журнала, в котором опубликована работа. Слышали ли вы что-либо об этом журнале? Читали ли вы другие статьи в этом журнале ранее? Полезным является просмотр страницы журнала: обратите внимание рецензируемый ли это журнал, кто входит в редакционный совет журнала, в каком квартиле он находится, какой имеет импакт-фактор? На этом этапе можно отсеять статьи, опубликованные в журналах, которым нельзя доверять.

2) Определите тип статьи. Это может быть первичная литература: оригинальные исследования, опросы, описание клинического случая, материалы конференции, редакционные статьи или письма редакторов. Либо вторичная: нарративные обзоры, систематические обзоры, мета-анализы, книги, гайдлайны, комментарии, базирующиеся на первичной литературе. Решите какой тип статей нужен вам для работы. Например, для написания обзора вам нужно изучать первичную литературу. А для расширения знаний в определенной области, лучше читать вторичную литературу, которая объединяет и объясняет разные подходы к данной тематике.

3) Если вас все устраивает, внимательно прочитайте заголовок статьи, аннотацию, названия разделов и подразделов, игнорируя их содержание, а также выводы. Ответьте себе на несколько вопросов: о чём данное исследование, почему и как оно проводилось, выполнены ли поставленные задачи и грамотно ли сформированы выводы?#nbsp;

Это позволит вам определить стоит ли читать статью полностью. Если статья вам не интересна/её прочтение не имеет смысла/авторы делают ложные предположения, тогда вы можете просто забыть о ней. Если же вам не хватает исходной информации чтобы понять эту статью в данный момент или статья в данный момент не актуальна, но может стать таковой в будущем, то вы можете сохранить её и сделать себе заметку о ней.

Второй этап.

На этом этапе вы должны полностью прочитать статью. Рекомендуем вам делать пометки, выделять интересующие вас разделы. Используйте хайлайтер, подчеркивание ключевых фраз, пишите комментарии.#nbsp;

  • Введение. Его цель — обосновать необходимость

проведения исследования. Начинается с обзора литературы по рассматриваемой проблеме. Плавно переходит в пробелы в исследуемой теме и заканчивается тем как авторы планируют эти пробелы закрыть своим исследованием. Соответственно, в конце формулируются цели и задачи. После прочтения введения нужно ответить на вопрос: “Была ли сформулирована гипотеза исследования?” А затем понять был ли дан на неё ответ в обсуждении и выводах.

  • Материалы и методы. В этом разделе статьи описываются

технические подробности того, как проводился эксперимент. Здесь можно найти какое оборудование и субстанции использовались, и их производитель. Какие были критерии выборки, включения и исключения, применялись в исследовании. Если после прочтения раздела “материалы и методы”, вы сможете полностью повторить проведенный авторами эксперимент и подтвердить или опровергнуть их результаты, значит это хорошая публикация.

  • Результаты исследования. В данном разделе авторы

подробно освещают результаты проведенных исследований в виде фотографий, рисунков, графиков, таблиц, статистического анализа и т.п. Обычно интерпретация этих результатов не проводится здесь, а выносится в обсуждение и выводы. Нужно убедиться что результаты были надежными (повторяемые) и достоверными (результат получен правильными для него методами), а в статистическую обработку принимались все включенные субъекты. Если это не так, то авторами должны быть предоставлены объяснения.

Статистически значимые и незначимые результаты должны

быть четко обозначены. Должен быть применен правильный для эксперимента статистический анализ, а также выбраны подходящие критерии значимости. Во время чтения медицинских статей необходимо всегда помнить: важно знать не только то что различия или ассоциации являются статистически значимыми, но и оценить их существенность для клинической практики.#nbsp;

Ведь “статистически значимый” ≠ “клинически значимый”.

  • Обсуждение. Это самый важный раздел статьи. Здесь

приводится интерпретация данных и должны быть даны ответы на вопросы, поставленные во введении. Обычно результаты исследования сравниваются с другими публикациями, при этом обращается внимание на подтверждение, опровержение или продолжение результатов из исследований в литературе. В хорошей публикации в данном разделе не предоставляются новые результаты и не повторяется информация из других разделов. Здесь же должны быть указаны сильные стороны и недостатки исследования, а также предлагаться пути улучшения результатов или освещаются части, требующие дополнительного изучения. В конце могут быть представлены планы авторов в дальнейших исследований в данной области.#nbsp;#nbsp;

Важно помнить, что обсуждение — это не обязательно факты, а интерпретация результатов и мнение авторов.

  • Заключение. Хотя этот раздел был прочитан на первом#nbsp;

этапе, необходимо внимательно прочитать его ещё раз, после ознакомления со всей статьей. Возможно, вы разглядите здесь новые смыслы. Или просто убедитесь что всё верно поняли с самого начала.

После прочтения всей статьи, обратите внимание на все пометки, которые вы сделали во время ознакомления с ней, попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Какой был тип у статьи?
  2. Какое было название?
  3. Кто авторы этой статьи? (назовите хотя бы одного)
  4. Какая проблема формировалась в исследовании?
  5. Были ли разобраны предыдущие исследования по этой теме? В чём их суть?
  6. Каковы были цели, задачи и гипотеза исследования?
  7. Какие материалы использовались и какими методами проводились исследования? Были ли они уместны?
  8. Какие были критерии отбора, включения и исключения?
  9. Какие статистические методы анализа применялись? Были ли они подходящими для оценки результатов в этом исследовании?
  10. #nbsp;Были ли результаты надежными и достоверными?
  11. Какие результаты были статистически значимыми/незначимыми?
  12. #nbsp;Легко ли было понять графики, таблицы и рисунки?
  13. #nbsp;Ответили ли результаты исследования на вопросы, сформулированные вначале?
  14. #nbsp;Как авторы интерпретировали данные?
  15. #nbsp;Отличались ли результаты от других исследований?
  16. #nbsp;В чем были сильные и слабые стороны исследования?
  17. #nbsp;Какие выводы авторы сформулировали?
  18. #nbsp;Будут ли результаты полезны в клинической практике?
  19. #nbsp;Имело ли смысл проводить данное исследование?
  20. Остались ли неотвеченные вопросы?

Кроме того, мы рекомендуем вести таблицу с прочитанными статьями, отмечать в ней комментарии после прочтения, а также вставлять ссылки на эти публикации и помечать область ваших исследований, к которой статья относится. Это может оказать вам услугу, когда в будущем вы будете писать свою работу, и сможете быстро возвращаться к прочитанным исследованиям.

Если вы читаете статьи для подготовки какого-либо своего исследования, либо же хотите расширить свой кругозор в конкретной области, рекомендуем воспользоваться системами “Майнд-мапинга” и составлять сети из публикаций, которые помогают вам разобраться в проблеме.

Структурирование чтение статей позволит вам быстрее понимать их, а кроме того поможет вам, когда вы будете писать свою собственную. Ведь вы будете знать основные правила оформления, но что ещё более важно — вы сможете лучше подготовить её для редактора, ведь вы будете понимать как он её будет разбирать.

Авторские статьи, рекомендации и лайфхаки

Science-ID – объединяя российских ученых

Science ID — это национальная идентификационно-коммуникационная сервисная платформа для молодых ученых, инженеров и технологических-предпринимателей. Science-ID позволит молодым российским ученым

Обзор Российских систем искусственного интеллекта для здравоохранения

Рост интереса к ИИ обусловлен сразу несколькими трендами: появление мощных графических процессоров и рост вычислительной мощности современных компьютеров, развитие облачных вычислений, взрывной рост

Как не допускать основных ошибок на пути к новому знанию. Цитаты Нобелевского лауреата по физиологии и медицине П. Медавара

Советы молодым ученым от Нобелевского лауреата по физиологии и медицине П. Медавара, как не допускать основных ошибок на пути к новому знанию. Питер Медавар (1915 — 1987) — биолог и Нобелевский